События Музыка Танцы Сцена Обучение Фото Контакты SCD BD

Рилы, джиги, страспеи – эти типы танцев получили свои названия от соответствующих типов мелодий, характерных для шотландской музыки. Однако времена меняются, появляются новые типы мелодий, под которые тоже можно танцевать, пусть и с некоторой адаптацией.

МУЗЫКА ДЛЯ РИЛОВ

Рилы-мелодии близки друг другу по ритму и играются в довольно живом темпе. Сегодня мы не танцуем рилы так быстро, как рекомендовал Скотт Скиннер в труде «Шотландский скрипач» веком ранее, тем не менее его описание стиля игры, как «закрученный и вращающийся», выглядит подходящим под любую скорость. Темп, предложенный Скиннером был 126 ударов в минуту, что дает примерно 30,5 секунд музыки на 32 такта, что выливается примерно в 4 минуты (при восьми повторениях) для 32-тактного танца. В наше время рекомендованная скорость для рилов составляет 112 ударов в минуту.

Большая часть рилов играется в размере 4/4 – четыре сильных доли на такт. Иногда используется также размер 2/4, обозначающий две сильных доли на такт.

Другие типы мелодий, под которые танцуются рилы – песни, марши, хорнпайпы и, иногда, польки. У всех у них своя структура и особенности.

МУЗЫКА ДЛЯ СТРАСПЕЕВ

Очень похоже, что страспеи-мелодии произошли от рилов. Когда-то их ритм был достаточно живым и отрывистым, но в наши дни они играются более спокойно – медленные страспеи стали вполне самостоятельной музыкальной формой.

В общем случае страспей имеет размер 4/4 и играется с достаточно медленной скоростью. Основной характеристикой настоящего страспея является определенное ритмическое сочетание называемое «scotch snap». По записям того же Скиннера, примерный темп страспеев составляет 94 удара в минуту, что дает приблизительно 41 секунду на 32 такта. Внутри RSCDS страспеи также подверглись немалым изменениям.

Другие типы мелодий, под которые сегодня танцуются страспеи – это слоу эйры и песни. Эти мелодии были написаны не для танцоров, но для слушателей и их природа и структура очень отличается от собственно страспеев. По этой причине страспейные шаги под такие мелодии тоже приобретают ритмические отличия от шагов, танцующихся под традиционный страспей, что в корне меняет их характер.

МУЗЫКА ДЛЯ ДЖИГ

Шодландские джиги прочно присутствуют в репертуаре современной танцевальной музыки. Это красивые живые мелодии размерностей 6/8 или 9/8. В первой половине XVII столетия джиги были очень характерны для шотландской музыки. Играющиеся в медленном темпе, они были также очень популярны и в XVIII веке, но интересно заметить, что в «Glen Collections» датируемой 1891-1895 годами, джиги едва встречаются, не смотря на немалый размер коллекции – около 300 мелодий. Музыкальный размер джиг – 6/8 или, шесть четвертых (или восьмых) нот на такт.
В наше время рекомендованная скорость для джиг составляет как и для рилов 112 ударов в минуту.

Также джиги танцуются под волыночные марши, песни и тустепы. Марши для джиг должны играться несколько быстрее их оригинального темпа, который несколько медленнее темпа джиг. Тустепы, что вошли в репертуар музыки для Скоттиш Кантри в XX веке, но появились как музыка гораздо раньше, придают джигам совершенно другое ощущение и не очень подходят для танца, из-за своего слишком быстрого темпа.

По материалам "The Manual of Scottish Country Dancing"